Драпировка

Sixtine

Английской части Медведиатора довелось намедни читать литературную периодику 1921-22 годов (как говаривал классик устами деревенской бабушки, «Вот видишь, как далеко зашла ты, Дашенька, в поисках своего я«). В журнале «Начала», второй номер за 1922-й год, обнаружились воспоминания о встрече с Достоевским художника П. А. Брюллова в пересказе его сына, Брюллова-искусствоведа.

Dostoevsky

«Отец мой пришел к Ковалевским вечером и застал там Достоевского и еще одного — молодого индуса, приехавшего из Индии с тем, чтобы познакомиться с европейской культурой. Больше никого и не было. Индус, образованный молодой человек, знавший европейские языки — английский и французский, собирался ехать в Западную Европу, и Достоевский по этому поводу стал развивать свои взгляды на относительную роль европейских рас и наций в культурном творчестве. Смысл его речи сводился к тому, что творцами-изобретателями в Европе были только романские нации, немцы же ничего не создали своего нового, а были только перерабатывателями и комментаторами того, что сделали романцы. Разговор перешел на конкретные примеры, на художественное творчество. И тут, характерно для Достоевского, конкретные явления приняли размеры громадных символов. «У греков, — говорил он, — вся сила их представления божества в прекрасном человеке выразилась в Венере Милосской, итальянцы представили истинную Богоматерь — Сикстинскую Мадонну, а Мадонна лучшего немецкого художника Гольбейна? Разве это Мадонна? Булочница! Мещанка! Ничего больше!..»

madonesixtine   800px-Darmstadtmadonna

«Взяли пример из литературы. «Позвольте, а «Фауст» Гете, разве это не оригинальное проявление, запечатление в одном фокусе глубокого творческого немецкого духа?» — сказал кто-то. — «Фауст» Гете? Это только переживание книги Иова, прочтите книгу Иова — и вы найдете все, что есть главного, ценного в «Фаусте». — «Позвольте, — возразил мой отец, — но в таком случае и Сикстинская Мадонна есть тоже переживание античности, античного представления красоты…» — «Как! В чем же вы это видите?!» — «Да во всем, во всей трактовке, в каждой складке драпировки»… Надо же было произнести это злосчастное слово. Что тут сделалось с Достоевским! Отец мой от слов переходил к изображению. Достоевский вдруг вскочил, схватился руками за голову, побежал, лицо его исказилось, и он только с каким-то негодованием и ужасом стал повторять: «Драпировка!.. Драпировка!.. Драпировка!..» Я прямо думал, что с ним припадок будет, говаривал отец. Все притаили дыхание. Но Достоевский сел и замолчал вовсе, перестал разговаривать, а вскоре и ушел. Отец мой, как художник, подошел к оценке картины с формальной точки зрения, а для Достоевского такая точка зрения, особенно в вопросах, связанных с религией, в которых он жил нутром, была совершенно неприемлема. Для него невыносима была мысль, что в Сикстинской Мадонне можно говорить о какой-то драпировке. Поэтому он и пришел в такое неистовое бешенство, услышав это слово, что отец мой, весьма упрямый спорщик, много лет спустя вспомнил: «Но, какое у него было лицо, когда он повторял это: «Драпировка!.. Драпировка!..»»

Иногда кажется, что Хармс вовсе ничего и не придумал.

tell me

Или как вам такие заметки из литприложения «Накануне» под редакцией А. Н. Толстого (тоже 1922-й год):

«Кни[гоиздательст]во «Скифы» выпустило «детскую» книгу «Про два квадрата — всем, всем ребяткам». Для детей книга предназначается лишь в виду ее явной неудобоваримости для взрослых.» (Судя по всему, наезд на эксперименты в области книжной графики Эль Лисицкого)

Или вот:

«Авторский гонорар в Москве повышается параллельно вздорожанию жизни. К 1 мая печатный лист оплачивался 30 миллионами рублей.»

Чего и вам желаем.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s