Чем армяне

900
В Бодлейновской библиотеке — главном книгохранилище оксфордского университета — проходит выставка «Армения: шедевры живучей культуры«. Выставка небольшая, но дьявол, как говорится, скрывается в деталях (причем в буквальном смысле — спектральная фотография позволила рассмотреть на полях армянского евангелия беса, стертого чрезмерно набожным читателем). Самая примечательная деталь выставки в том, что везде — в аннотациях, каталоге и на вебсайте, — цветом шрифта по цвету фона прописано, что выставка приурочена к 100-летию армянского геноцида в Османской империи. Для осторожных англичан, которым не дай Аллах кого обидеть по нацвопросу и вообще у нас пол-Лондона турки, это несомненно аттракцион неслыханной смелости (наверное, потому, что выставку готовили голландец и немец).

642x311_Armenia_manuscript_lettering

При этом про сам геноцид рассказывает одна небольшая витрина, причем очень по-вегетариански, на примере одной семьи, в которой почти все выжили. Другие витрины повествуют о торговых связях, многоязычных книгах, изданных для армянской диаспоры и их соседей, первых словарях, древних монетах, инкунабулах (кто бы догадался, что самая ранняя книга в Иране была на армянском?).

img_1236
Самый смак, конечно, это рукописи, с обязательными заглавными буквами в виде птичек — причем две самые запоминающиеся не из Оксфорда, а из Манчестера. Первая — один из самых ранних переводов «Романа об Александре Невском Македонском», сделанный в 1544-м году в Константинополе, с дивным Буцефалом, составленным из разных животных и даже людей (такая иконография встречается в индийском и исламском искусстве).

image003

Вторая — двойной портрет Бога из Евангелия, иллюстрированного Акопом Джугаеци в 1587-м году на территории современного Ирана. На первом портрете безбородый Господь Саваоф отчаянно косплеит Будду, шаолиньским жестом тыкая пальцами в глазки барсукоподобному волу святого Луки. Из остальных символов евангелистов угадывается только толстощекий ангел Матвея в нэпманской челке и нимбе; золотой орел небесный мучительно похож на страуса, а огнегривый лев вообще смахивает на апельсин-мутант мартышку:

jrl15081589

Второй портрет — это не фашист, залегший за бруствером. Это тот же Господь Саваоф, осторожно выглядывающий из-за райских врат и проверяющий, не идут ли мормоны.

В общем, приходите на выставку и покупайте наших слонов.
9781851244393

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s