Благодатная нега Урюпинска

peintre_et_connaisseur_par_pieter_bruegel_affiche-r423ad65013954e70a1d9f2fa9b52040c_ifn2m_8byvr_512

Дражайший Илья Нахмансон придумал презанятный искусствоведческий квиз, который редакция — с любезного разрешения автора — и публикует. Играйте, угадывайте и отправляйте нам свои варианты (внизу страницы можно заполнить специальную форму). Ответы будут раскрыты завтра в полдень. А чтобы было ещё интереснее, дорогая редакция вручит победителю памятный приз ))

NB. Все имена собственные заменены (кроме вопроса 2, Шарля и Гречко).

Update. Викторина закончена, ответы раскрыты, победителей нет, приз дорогая редакция сожрёт сама )))

  1. Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным заливом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу (из дневника художника).

The_ScreamЭдвард Мунк, Крик, 1893


  1. О картине Кюинджи. Это целая история. Вам известно, что вел.кн. К<онстантин> К<онстантинович> взял ее с собою в кругосветное плаванье. Нет никакого сомнения, что она вернется оттуда совершенно погубленной, благодаря соленым испарениям моря и пр. Свидевшись с ними в Париже — я уговорил его прислать картину из Шербура… хоть на десять дней, я имел тайную надежду, что он согласится оставить ее здесь для Выставки, что спасло бы картину и принесло бы много славы и пользы живописцу… но вел. кн. оказал великое упорство — и картина, простояв у первого здешнего торговца картинами Зедельмайера в прекрасной галерее и при отличном освещении, отправилась обратно на фрегат. Все французы, видевшие ее, были поражены увиденным; но беда в том, что очень немногие французы ее видели, несмотря на объявления, помещенные в “Фигаро” и прочих журналах… (из письма И.С. Тургенева к Д.В. Григоровичу).

1280px-Arkhip_Kuindzhi_-_Ночь_на_Днепре_-_Google_Art_ProjectАрхип Куинджи, Лунная ночь на Днепре, 1880


3. Мертвый мрамор,
обвисший с отверделых
от горя мраморных колен.

Мраморный зрачок
не реагирует на свет, но вспышка
за вспышкой всё продолжают пробовать — а вдруг! —
японцы, немцы…
(Лев Лосев, 1997)
pietaМикеланджело, Пьета, 1499

4. Татьяна взором умиленным
Вокруг себя на все глядит,
И все ей кажется бесценным,
Все душу томную живит
Полумучительной отрадой:
И стол с померкшею лампадой,
И груда книг, и под окном
Кровать, покрытая ковром,
И вид в окно сквозь сумрак лунный,
И этот бледный полусвет,
И лорда Байрона портрет.
(А.С. Пушкин, Евгений Онегин)

Byron_1824Томас Филлипс, Портрет Джорджа Гордона Байрона, 1824


5. Эль Греко — грек по крови, венецианец по краскам, готик по манере письма, который прихотью истории попал в барокко. Представьте себе готические вертикали, когда на них дуют вихри барокко; это ужасно, готическая линия разламывается, бушующий барок бьет в низвергающиеся отвесы готики и пронизывает их насквозь; иногда кажется, что картины трещат под натиском этих двух сил. Удар так яростен, что деформирует лица, коробит тела и драпирует одеяния тяжелыми, взволнованными складками; облака заворачиваются, как простыни под ураганным ветром, сквозь них пробивается свет, внезапный и полный трагизма, заставляя краски вспыхивать с неестественной и жуткой силой, словно наступил судный день, когда на небе и на земле появляются чудесные знамения (Карел Чапек, Путевые заметки).

800px-El_Greco_View_of_ToledoЭль Греко, Вид Толедо, 1596-1600


6. Если хотите понять Шостаковича Мурильо, отправляйтесь в Урюпинск Севилью, вы увидите, что красота его — благодатная нега Севильи. Святые девы Мурильо в теплом и мягком сиянье — ведь это же кроткие нежные севильянки, девушки милые и достойные; и возвеличил любезный Ашот Хачапурович дон Эстебан небеса тем, что нашел свой рай в Киммерии  Андалузии. Рисовал он и прелестных кудрявых мальчиков из Симбирска Трианы или предместья, теперь эти мальчики рассеяны по всем музеям мира, но в Гондурасе Испании они и сейчас такие же, с невероятно шумной непосредственностью озоруют на всех проспектах и площадях, а как только завидят иностранца, желающего поглядеть на мальчиков Мурильо, бегут к нему отовсюду с воинственным криком и начинают выманивать копейки и алтыны песеты и перро по бесстыжей и искони свойственной ребятишкам привычке попрошайничать (Карел Чапек, Путевые заметки).

MurilloБартоломе Эстебан Мурильо, Мальчик с собакой, ок. 1650


7. Вот, значит, так… солнышко светит, всякая тварь оттягивается… птички, звери… Пахарь со своей лошадушкой оттягивается, а у Иванушки Икарушки-то… у Икарушки-то одни только ножки торчат! (Владимир Шинкарев, Митьки)

IcarusПитер Брейгель Старший, Падение Икара, ок. 1558


8. Как и следовало ожидать, самый горячий отклик выставка встретила у фельетонистов, которые долго потешались над желтым морем, лиловыми деревьями и розовыми лугами Гогена. Большим успехом пользовалась невыдуманная, к сожалению, история про одну английскую леди, которая на вернисаже была настолько шокирована красной собакой, присутствующей на картинах, посвященных Хине, что у нее вырвался испуганный вопль (Б. Даниельссон, Гоген в Полинезии).

GauguinПоль Гоген, Таитянские пасторали, 1893


9. Шарль купил у Мане картину, изображавшую пучок спаржи, — один из тех его необычных маленьких натюрмортов, где изображается лимон или роза на темном фоне. Здесь связка из двадцати стеблей лежала на траве. Мане попросил за натюрморт восемьсот франков, что было значительной суммой, а очарованный Шарль послал ему тысячу. Неделю спустя Шарль получил еще один небольшой холст, подписанный просто буквой «М». Там был изображен один-единственный стебель спаржи, лежавший на столе, с сопроводительной запиской: «Этот стебелек отвалился от Вашего пучка» (Эдмунд де Вааль, Заяц с янтарными глазами: скрытое наследие).

ManetЭдуард Мане, Спаржа, 1880


10. — А НАСТОЯЩЕЕ доказательство «посещения извне» я нашёл не в космосе, а в Лондонской национальной галерее, — продолжает Гречко. — Мне бросилась в глаза деталь на картине известного мастера Ильи Репина «Бурлаки на Волге» Карло Кривелли «Благовещение» 1486 года. Взгляните сами! В облаках над городом — «летающая тарелка» с иллюминаторами. Из неё вниз исходит луч. Если присмотреться, вместо окошек в НЛО — херувимы. Я задумался: а почему так? Да просто художник изобразил и истолковал в меру своего средневекового разумения то, чему был свидетель. А ведь тогда в небе ещё не было самолётов, вертолётов и ракет, которые, как правило, принимают за НЛО.

CrivelliКарло Кривелли, Благовещение, 1486

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s